Неудавшийся полет на Луну и подогреватель кислорода О2 ПУ-1-К
Знаете ли Вы, что при разработке подогревателя кислорода О2 ПУ-1-К, инженеры группы "Редиус" использовали материалы комиссии Эдгара Кортрайта, расследовавшей причины аварии на пилотируемом американском космическом корабле «Апполон-13»?О том, как ошибки проектирования и неисправность подогревателя кислорода привели к аварии на космическом корабле, пишет наш специалист А. Автогенов.
Знатокам истории освоения космоса известно, что один из четырех кислородных баллонов на «Апполоне-13» (а именно второй) взорвался на третьи сутки полета, после запуска процедуры перемешивания кислорода в баллонах.
Как позже установила комиссия Эдгара Кортрайта, основной причиной взрыва была ошибка в спецификации. Инженеры внесли неверное изменение в спецификацию на контакты термостата, находящегося внутри баллона. В результате 28-вольтовые контакты были подключены к 65-вольтовым нагревателям.
По мнению специалистов группы "Редиус", дальнейшая (как впрочем и предшествующая) цепь событий, приведшая к катастрофе, была обусловлена исключительно «человеческим фактором», а именно ошибками специалистов НАСА, допущенными при разработке и утверждении технической документации, монтаже космического корабля, испытаниях систем и подготовке к полету.
Итак:
- Изначально, достаточно рискованно, конструкторы «Апполона» разместили подогреватели кислорода (вместе с проводкой) внутри кислородных баллонов.
- При монтаже баллона №2, баллон уронили и согнули сливную трубу возле горловины, что затрудняло его заполнение и опорожнение. Эта неполадка была замечена, и было принято решение полностью опорожнить баллон от кислорода, а также провести дополнительные испытания.
- Во время длительной процедуры опорожнения баллона (при включенном нагревателе), контакты термостата, по указанной выше основной причине, перегрелись и приварились. Таким образом, температурный датчик, настроенный на 27 градусов Цельсия вышел из строя.
- Конструктор, проектировавший приборную панель, ошибочно задал предел температурного индикатора ровно в 27 градусов, считая, что температурный датчик справится со своей задачей.
- Инженер следивший за температурой по индикатору на приборной панели, был уверен, что температура в баллоне находится в допустимом диапазоне. На самом деле температура в кислородном баллоне превысила 500 градусов, в то время как индикатор показывал ровно 27 градусов. Изоляция токопроводящих элементов, находящихся в баллоне, в местах контактов повредилась (по мнению комиссии – тефлоновая изоляция проводов полностью испарилась, что очень сомнительно). Фактически, внутри пустого баллона оказались многочисленные плохо изолированные токопроводящие элементы.
- Во время заправки баллонов жидким кислородом по счастливой (или несчастливой) случайности взрыва не произошло.
- Взрыв случился уже во время полета. Во время процедуры перемешивания кислорода, между оголенными участками проводников проскочила искра и зажгла, находящиеся внутри кислородного баллона конструкции (скорее всего 28 вольтовые контакты и расплавленные остатки термостата, а затем уже провода, вентилятор и другие). По версии комиссии Кортрайда загорелись остатки тефлоновой изоляции, что опять же вызывает сомнение.
- Еще одна ошибка проектировщиков, заключалась в том, что баллон №2 был свободно соединен с баллоном №1 и когда взрывом была расколота горловина баллона №2 кислород из баллона №1 также стал свободно истекать в космическое пространство.
- И напоследок, очень неудачно оказались сконструированы (или изготовлены ?) газовые вентили, через которые газ (из доклада непонятно: то ли кислород из кислородных баллонов, то ли водород из водородных баллонов ?) должен был подаваться в реактивные двигатели системы стабилизации. Некоторые вентили при взрыве самопроизвольно закрылись. Система стабилизации вышла из строя, корабль полностью потерял управление.
Самое удивительно, что комиссия Кортрайта, представив детальное исследование причин аварии, сделала следующий вывод:
«возникшие на борту «Апполона-13» проблемы были исключительно техническими и произошли по невероятному стечению обстоятельств».
В завершение, можно добавить:
- Доклад комиссии Кортрайта, касается конкретной проблемы, которая по нашему мнению действительно привела к аварии в космосе.
- Доклад комиссии Кортрайта не подтверждает и не опровергает многочисленные версии, касающиеся миссии Апполон (изложенные, например, здесь)
- доклад комиссии Кортрайта, достаточно убедительно опровергает различные экзотические версии о причинах аварии «Апполон-13» (изложенные, например, здесь).
Авторские права принадлежат компании "РЕДИУС 168", при копировании ссылка на сайт обязательна.